Сегодня много говорится о терпимости. Те, кто непосредственно занимается формированием этого качества, испытывают сложности, обучая ребят с уважением относиться к другому мнению. В ходе круглого стола «Историко-обществоведческое образование в рамках федерального государственного образовательного стандарта первого и второго поколений» учителя истории и обществознания области обсуждали вопрос воспитания толерантности молодого поколения.
Как показывает статистика, в последнее время увеличивается число молодых людей, имеющих низкую самооценку, склонных к агрессии, не умеющих воспринимать позицию других, проявляющих нетерпимость к людям другой национальности. Очевидно, что перед педагогами и психологами встает задача воспитания толерантности. Учитель должен научить ребенка правильно оценивать конфликтную ситуацию, понимать мнение других людей. Надежда Скоморохова, учитель истории и обществознания школы № 1 Сузунского района Новосибирской области, считает, что воспитание толерантности – это неотъемлемая часть воспитательно-образовательного процесса, поэтому цель ее педагогической деятельности – активизация воображения подростков, необходимого в процессе формирования толерантности, зарождение человеческих качеств, правильного восприятия многообразия различных культур, человеческой индивидуальности и развитие творческого мышления. «Посредством анкетирования я проанализировала ситуацию, которая складывается в ученических коллективах, и пришла к следующим выводам: учащиеся замечают в себе больше достоинств, чем недостатков, а у других – наоборот. В своих бедах они больше всего обвиняют других. Это одна из главных проблем психологии современных школьников», – говорит Надежда Петровна. При обсуждении педагог представила свои разработки уроков истории, способствующие воспитанию толерантности учащихся. Знакомство девятиклассников с историческим материалом начинается с истории других стран и культур, с развития человечества, поэтому весь материал Надежда Петровна подает, создавая представление о другой жизни, убеждая воспитанников в том, что различные религиозные верования и искусства являются закономерными, и каждая религия и культура имеет право на существование. «Возьмем, например, формирование собственной позиции на примере темы «Поход Александра Македонского на Восток», – говорит учитель. – При ее изучении я ставлю перед участниками такое задание: на основе легенд и исторических сведений оценить личность Македонского как полководца и завоевателя. У учеников в процессе дискуссии создается определенное мнение, они высказывают свою точку зрения и воспринимают другие. В итоге формируются неоднозначные представления о личности А. Македонского как, с одной стороны, человека, с другой стороны – исторического деятеля, несущего развитие и процветание своему государству, с третьей стороны – несущего гибель и уничтожение других цивилизаций». По словам Н. Скомороховой, история средних веков, преподаваемая в 6 классе, – тоже благодатный материал для развития толерантности. При изучении этого исторического материала встают вопросы: как жили в прошлом, чем восхищались, что ценили. Как известно, общественный идеал средневековья – это рыцарь. Представители рыцарского сословия должны были соответствовать определенным требованиям. Опираясь на эти требования, педагог организовывает рыцарские турниры. Помимо рыцарских турниров и дискуссий в воспитании толерантности приходят на помощь КВН и всевозможные другие формы, решающие воспитательно-образовательные задачи. Анастасия СКАКУН, редакция ОблЦИТ
|