Родители будущих учеников российских школ стали намного чаще
интересоваться психологическими и моральными аспектами будущего места
обучения их детей, сообщила во вторник накануне всероссийского начала
записи детей в первый класс на мультимедийной пресс-конференции доктор
биологических наук, профессор, академик Российской Академии Образования,
директор Института возрастной физиологии РАО Марьяна Безруких.
"В последние годы родители, которые обращаются к нам, просят...
"человеческую школу", - рассказала Безруких.
По ее словам, взрослые ищут для своих детей "школу, где к ребенку
будут относится лояльно, где будут считаться с индивидуальными
возрастными особенностями ребенка".
"Вот такая просьба и требования появились буквально лет пять назад", -
уточнила она.
При этом Безруких добавила, что "до этого доминировал вариант школы, в
которой все дети поступают после окончания в вуз и, конечно, близость к
дому, особенно в начальной школе".
"К сожалению, при выборе школы родители практически не интересуются
программой обучения и понимают, что попали в школу с интенсивной
программой обучения только либо к концу первого класса, либо уже во
втором классе, когда проявляется большой комплекс проблем", - отметила
Безруких. Она пояснила, что интенсивная программа обучения - "это
программа, в которой гораздо быстрей идет изучение базовых навыков
письма и чтения, много дополнительных компонентов (часто они называются
факультативными, часто их нет даже в расписании) - но все это нагрузка
(на детей)".
Академик РАО выразила сожаление по поводу невнимания родителей
будущих школьников к этому вопросу. "Родители - как показывает опыт - не
знают, что программы разные, не интересуются этим, и в качестве
критерия выбора школы не учитывают", - сообщила она.
Безруких считает, что "родители выбирают школу для себя - какую бы
они хотели. Не считаясь с тем, под силу ли это будет детям". "Я думаю,
что это основная беда детей, основная проблема родителей и на самом деле
- основной фактор, который и определяет оценку нашего образования как
тревожную и кризисную", - сказала профессор.
Помимо этого, академик высказала мнение и о профессионализме
учительского состава российских школ.
"Учитель прежде всего должен быть знающим - он должен знать не только
свой предмет, он должен знать ребенка", - отметила эксперт.
"Он должен понимать его возрастные и интеллектуальные способности.
Должен уметь индивидуально работать с ребенком", - считает Безруких.
"К сожалению, гуманная школа, школа сотрудничества до сих пор
остается только лозунгом - это нереальная ситуация, характерная для
большинства школ России", - добавила она.
Безруких порекомендовала родителям будущих первоклашек интересоваться
самим у руководства школ хотя бы "комплектами учебников", по которым
будут учиться их дети. "Почитать, поинтересоваться, в конце концов -
обратиться к специалистам, для того, чтобы понять, насколько она
(программа) может быть сложна для вашего ребенка", - уточнила академик.
Как сообщил первый заместитель генерального директора ВЦИОМ
Константин Абрамов, почти половина опрошенных в 2009 году респондентов
считают ситуацию в системе российского образования "тревожной или
кризисной".
Пишет РИА Новости
|