Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Hell Fern
Главная » 2010 » Апрель » 15 » Как написать сочинение на 5
17:06 Как написать сочинение на 5 |
Чем сочинение отличается от других вступительных экзаменов? За математическими формулами и задачками по физике не видно человека. А вот творческая работа, как лакмусовая бумажка, показывает интеллектуальный и культурный уровень выпускника. Ознакомившись с сочинением, экзаменаторы без труда составят портрет абитуриента.
На сочинение отводится четыре часа - времени совсем немного, для того чтобы успеть написать хорошую работу. Поэтому старайтесь писать сочинение часа за три - так вы приобретете навык работы в условиях дефицита времени.
Как уложиться в заданное время на экзамене?
30 мин. - выбираете и обдумываете тему 1,5-2 ч. - составляете план и работаете над черновиком 40-60 мин. – переписываете на чистовик 30-60 мин. – проверяете (Внимание! Многие абитуриенты пренебрегают этим советом и получают неудовлетворительную отметку лишь потому, что у них не хватило времени проверить свою работу).
Выбор темы – очень ответственный момент. Как не ошибиться и выбрать именно ту, по которой вы cможете написать удачное сочинение? Постарайтесь четко ответить для себя на следующие вопросы: текст какого произведения вы знаете лучше? по какой теме сможете использовать свои знания в области теории и истории литературы? знакомы ли вы с критическими статьями, посвященными перечисленным литературным произведениям? вы когда-нибудь писали сочинение на подобные темы?
И только после этого решайте, какую тему выбрать.
О чем писать
Опытные преподаватели советуют тему сочинения в уме переделать в вопрос. Например, тема «Роль пейзажа в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»». Переводим в вопрос: «Какова (или в чем заключается) роль пейзажа в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»»). Или, скажем, «Особенности драматургии М. Горького» формулируем в виде вопроса: «В чем заключаются особенности драматургии М. Горького?» Вопрос сформулирован? Остается дать на него развернутый ответ – и тогда сочинение получится удачным.
Невероятно, но факт…
Два года назад на одном интернет-аукционе было выставлено сочинение Земфиры. Поступая на философский факультет МГУ им. М.В. Ломоносова, она написала сочинение по мотивам произведений Чехова. Знаменитой певице поставили тройку. Несмотря на это, цена ее лота выросла до $8 тыс.
Работа с черновиком
Тема выбрана, пора приступать непосредственно к написанию сочинения. Первым делом, необходимо вспомнить, что вы знаете по этой теме. На черновик коротко выпишите все, что вы можете вспомнить: важные даты, высказывания критиков, цитаты и т.д. Записывайте материал, который приходит вам в голову в любой последовательности и в любом виде (используйте сокращения и понятные вам условные обозначения, рисуйте схемы и т.д.).
Теперь, после того, как вы многое вспомнили и подобрали материал, необходимо выстроить его логически - решить, что ляжет в основу сочинения, а что послужит вспомогательным, иллюстративным элементом. Все под контролем
Для того чтобы проверить, не допустили ли вы орфографических ошибок, по очереди проверяйте каждое слово, начиная с конца (!) текста. Обратите внимание, не пропущены ли буквы в словах - досадная оплошность многих абитуриентов. Таким же образом проверяем пунктуацию. С конца текста берем по предложению и смотрим, все ли запятые проставлены, на месте ли остальные знаки препинания и т.д.
Орфографическая и пунктуационная проверки не должны происходить одновременно. Сначала одно, потом другое.
Почему необходимо делать проверку, начиная с конца? Когда мы проверяем по ходу текста, наше внимание невольно переключается на содержание сочинения, и мы упускаем из виду пунктуационные и орфографические ошибки.
Что значит "тема не раскрыта"?
Валентина Коханова, кандидат филологических наук, доцент, декан филологического факультета Московского городского педагогического университета: - Начиная работу над сочинением, абитуриентам важно понять смысл формулировки темы, о чем должна пойти речь. Например, звучать она может по-разному: "Своеобразие конфликта в комедии А.С. Грибоедова "Горе от ума" или "Чацкий против фамусовской Москвы". Однако и в первой, и во второй формулировках подразумевается раскрытие сути конфликта, лежащего в основе сюжета драматического произведения. Понимание темы сочинения и умение раскрыть ее показывают вашу способность свободно мыслить и рассуждать на основе знания текста.
План – всему голова
Без плана вам не удастся написать хорошую, логично выстроенную работу. Поэтому отнеситесь к этому этапу со всей серьезностью. Кратко сформулируйте основные мысли. Решите, о чем и в какой последовательности будете писать. В идеале вы должны настолько хорошо проработать план, чтобы из него было видно, чему посвящен каждый абзац.
Не пишите сочинение дважды ¾ всего сочинения должна составлять основная часть ¼ необходимо отвести на вступление и заключение В сочинении по прозаическому произведению цитаты должны составлять не менее 1/10 произведения. Используйте только те слова, в правописании которых полностью уверены. Если вы не знаете, как пишется слово, замените его синонимом. Этот совет касается как орфографии, так и пунктуации. Сомневаетесь, нужна ли запятая, измените конструкцию предложения так, чтобы не допустить ошибку. Экзаменатор проверяет только чистовой вариант сочинения и, не сверяя его с черновиком, выставляет оценку. Постарайтесь внимательно переписывать свою работу. Исправления, сделанные в сочинении, на оценку не влияют.
На экзамене у вас будет не так много времени, и вы можете не успеть написать сначала весь текст на черновике, а затем на чистовике. Чтобы не писать сочинение дважды, необходимо: составить хороший подробный план, написать фрагменты сочинения, которые кажутся наиболее трудными. Например, если вы не знаете, как лучше сформулировать какую-то мысль, нужно тщательно проработать эту часть текста на черновике, изложить тезисы - главные мысли вашего сочинения, полностью написать вступление и заключение.
Большая часть сочинения у вас уже есть. Теперь можно писать чистовик.
В экзаменационной работе лучше сохранить традиционную трехчастную структуру: вступление, основная часть и заключение.
Валентина Коханова:
- Очень большое значение имеет стройность и соразмерность частей сочинения. Главная цель вступления - грамотно подвести к основной части. Вступление может быть минимальным, состоять из двух-трех предложений. Не стоит делать его громоздким, чтобы не "увязнуть" в нем самому и не сбить с толку приемную комиссию. Основная часть и заключение - два самых необходимых компонента сочинения, которые показывают ваше понимание темы. В заключении должны содержаться основные выводы из работы, обобщение или краткое резюме. Если эта часть сочинения отсутствует, оценка резко снижается. Постарайтесь не писать заключение в спешке, в самый последний момент, так как именно оно оставляет общее впечатление от вашей работы. Типичные ошибки на сочинении
Елена Кара-Мурза, доцент, старший экзаменатор по русскому языку факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова
- Елена Станиславовна, с какими трудностями чаще всего сталкиваются абитуриенты? - Как ни странно, огромную сложность представляют безударные гласные. Современные школьники не очень начитаны. Не всегда понимают внутренние связи слов. Если человек пишет «пИчаль», значит, он не может соотнести это слово с глаголом «печься, заботиться». Такой большой культурный минус. При этом у детей очень хороший слух. Они пытаются писать так, как слышат. Встречаются ошибки в правописании непроизносимых согласных. Представляют определенные сложности «Н» и «НН».
Что касается пунктуации, здесь немало проблем. Абитуриенты чувствуют некоторые сложности русского синтаксиса, которые не разбираются в школе. Ставят очень много лишних запятых или, наоборот, не видят, где заканчивается причастный оборот, и пропускают запятые. Ведь в школе не используется информационный подход к изучению пунктуации. (Пунктуация в целом нужна для того, чтобы было понятно, о чем идет речь.) Не закрыть оборот или не выделить придаточное - значит, не понять, что началась новая порция информации.
- При проверке работ учитывается стилистика? - Конечно. Выявление стилистической ошибки не зависит от вкуса проверяющего. Если в работе встретился неудачный оборот, мы подчеркиваем его красным карандашом, но не выносим на поля. А как ошибку засчитываем нарушение объективных норм сочетаемости, слово- и формообразования.
- Все ошибки равнозначны? Можете что-то простить абитуриенту? - Есть такое понятие «повторяющиеся ошибки». Если ошибка повторяется в одном и том же слове или корне однокоренных слов, она учитывается как одна ошибка. В сочинениях встречаются и однотипные ошибки, допущенные на одно правило. Если в работе таких много, значит, просто не выучили правило. Бывают случаи вариативной пунктуации. И тогда вариант, предложенный в сочинении, мы не засчитываем как ошибку. Впрочем, всегда стараемся спорные ситуации рассматривать в пользу абитуриента.
- Посоветуйте, пожалуйста, что можно сделать за оставшиеся месяцы, чтобы успешно написать сочинение? - Хотите получить высокую оценку - начинайте готовиться к русскому языку не в 11 классе, а как минимум в 10. За то время, которое осталось до экзаменов, я бы порекомендовала абитуриентам обратиться к первоисточникам. Сейчас существует большое количество дайджестов: все герои русской литературы, все тексты в кратком изложении… Кто-то пользуется кратким пересказом, кто-то читает учебник, думая, что этого будет достаточно. Хотя на самом деле этого крайне мало. Нужно проникнуться духом первоисточника, почувствовать произведение. А что касается русского языка, советую перед экзаменом проштудировать один из учебников Д.Э. Розенталя, двухтомник Н.Г. Ткаченко «Тесты по грамматике русского языка». В тестах нет теории, зато есть разные типы упражнений и ключи. Правда, по учебнику Ткаченко нужно заниматься с преподавателем, там есть опечатки. Еще одна хорошая книга - «Пишем сочинение грамотно» Е.Н. Вигилянской. Примеры из упражнений для этого пособия взяты из произведений классиков и сочинений абитуриентов. Можно увидеть уровень, который демонстрируют абитуриенты, то, к чему нужно стремиться при самостоятельной подготовке. Только что появилась полезная новинка – книга Т.И. Суриковой «Русский язык: повторительный курс», предназначенный для выпускников и абитуриентов.
Светлана Сорокина
|
Просмотров: 1586 |
Добавил: Griha
|
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
Форма входа
Понедельник 16.12.2024 06:06
Календарь
« Апрель 2010 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | | | | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|